Археологи на основании находок считают, что бисер делали ещё 40 веков назад лет назад в Древнем Египте. Как только освоили производство стекла, предприимчивые египтяне начали производить «фальшивый жемчуг» - бисер. По-арабски именовалась бусра или бусер, - так называлось непрозрачное стекло, которое они производили. Так родилось и название - «бисер». Однако более древние артефакты указывают на то, что сначала ювелирными изделиями наших предков были три бусины, изготовленные из раковин морских моллюсков. Часто бусины изготавливались из естественных материалов: камней, зерен, костей, зубов. Надевая их на травинку, на конский волос, а с течение развития цивилизации - на нитку и леску. Но всегда эта трудоемкая работа велась для того, чтобы создать необычные украшения. Нитки из бисера вплетались в волосы, бисером расшивали одежду, головные уборы и обувь, использовали в качестве браслетов и ожерелий. В Эфиопии изделия из бисера назывались чале, в Индии - хар, в Болгарии и Молдове – назывались згарды и гарданы, в Беларуси они именовались - горлячки и пляценки, , в Узбекистане - зебигардан, на Украине - сыплянки, в Узбекистане - зебигардан, в Литве - каролинес, а в России изделия из бисера именовали - ожерелки, гайтаны, цепочки и фенечки. В основном при производстве применялось стекло, но не сразу этот материал стал широкодоступным. Секреты изготовления стекла ревностно защищала охраняла Венецианская республика. Мастера-стеклоделы имели значительные привилегии, но даже им по закону за раскрытие секретов производства стекла - грозила смерть. А во Франции нашли "выход" - стали изготавливать бисер из золота и серебра. На территории России бисер сначала стали производить в кустарных мастерских. В России бисероплетение именовалось низанием. По красоте украшения бисером одежды - судили о богатстве семьи: «Чем богаче невеста, тем богаче у неё убор». В 19 веке бисероплетение стал очень популярно и среди бедных и среди богатых. Бедная девушка зарабатывала бисероплетение на жизнь, а зажиточная дама коротала время. Небогатые девушки низали, заплетали, делали ожерелья бусы, вышивали платья, воротники, украшали пояса. Знатные дамы, горожанки признавали признаком хорошего воспитания умение в рукоделии, в частности по работе с бисером. Зажиточные модницы иногда обращались в женские монастыри для того, чтобы монахини расшили бисером их гардеробу. Потому что именно в женских монастырях умение работать с бисером было доведено до искусства. Именно бисером украшалось убранство церкви, украшались одеяния для священников и украшались иконы. Уникальная техника и секреты работы с бисером в монастырях приумножались и сохранялись веками. Не удивительно, что прикоснуться к этому искусству - к искусству бисероплетения - желают множество современных рукодельниц. Создавать маленькие произведения искусства из бусинок стало вновь распространено. Бисер сейчас легкодоступен, а изделия из него смотрятся оригинально и подчеркивают индивидуальный вкус владелицы. Главное – уделить немного времени, отработать элементарные навыки и, конечно же, разбудить в себе много фантазии и стремление к искусству.
|